Среда, 15.05.2024, 03:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [35]
Форма входа
Поиск
Последние поступления
Наш опрос
Нужен ли мне сайт?
Всего ответов: 27
Новости кино
Погода
Курсы валют
Курсы НБУ
Банерный блок
Статистика
Главная » Статьи » Мои статьи

Отпор супермаркетам
Отпор супермаркетам

Британские розничные сети, взяв под контроль львиную долю рынка продовольствия, оказались жертвами собственного успеха. Власти пытаются помешать супермаркетам использовать свое монопольное положение.

Городок Мэннингтри в графстве Эссекс на северо-востоке от Лондона, стоящий на берегу полноводной реки Стаур, - один из самых небольших в Британии, в нем проживает всего 900 человек. Тем не менее нынешним летом он оказался на первых полосах британских газет.

Причина в том, что горожане затеяли борьбу против планов Tesco, крупнейшей розничной сети Британии, открыть в Мэннингтри огромный супермаркет. Местные жители полагают, что приход корпоративного гиганта исказит исторический облик города, мало изменившегося с XVII века. Сторонники "восставших" жителей Мэннингтри по всей стране считают, что планы строительства огромного супермаркета в таком небольшом городке наглядно показывают, какой негативный эффект имеет концентрация торговли в руках всего нескольких компаний.

В битву решили включиться и британские власти. Главный антимонопольный орган страны — Office of Fair Trading (Управление по честной торговле, OFT) — в настоящий момент расследует действия супермаркетов, направленные на подрыв конкуренции и угрозы в адрес поставщиков. Акции Tesco и Asda, второго крупнейшего продовольственного ритейлера, покатились вниз после того, как OFT конфисковало всю переписку компаний с поставщиками. Теперь в Британии ждут решения по данному вопросу от OFT, а также новых правил регулирования розничной отрасли.

Давид против Голиафа

Мэннингтри расположен между двумя гораздо более крупными городами — Колчестером и Ипсвичем. Благодаря железнодорожной станции городок стал центром притяжения для жителей со всей округи. Дважды в неделю здесь работает фермерский рынок, на котором продают мясо, рыбу и овощи. В городе имеется деликатесная лавка, две пекарни и два небольших мини-маркета. Один принадлежит кооперативной сети Co-op, а второй — Tesco (в формате Tesco Express).

Теперь Tesco собирается построить большой супермаркет площадью 3,5 тыс. кв. м на окраине городка — рядом с Co-op и газетной лавкой. Местным жителям эта идея пришлась не по душе, отчасти потому, что в радиусе 15 км от Мэннингтри уже имеется 10 мини— или супермаркетов Tesco. А сейчас компания хочет открыть еще один, самый большой, — и это в крохотном городке.

Дженни Хаули, глава ассоциации местных жителей, нацеленной на борьбу с супермаркетом-гигантом, заявила: "Предложение Tesco не отвечает потребностям и не учитывает особенности небольшого городка". Приход Tesco будет означать закрытие большинства независимых магазинов и лавок. Кроме того, строительство крупного супермаркета привлечет в Мэннингтри покупателей из окрестных городов и весей, что не нравится местным жителям, не желающим терять исторический облик городка.

Жители Мэннингтри надеются, что их позиция позволит остановить распространение супермаркетов. Пример для подражания у эссекского городка есть: в начале этого года строительство супермаркета остановили жители города Саксмандхем в Восточной Англии.

"Розничные сети столкнулись с серьезной проблемой — сопротивлением жителей за пределами крупных мегаполисов. Противодействие экспансии супермаркетов нарастает одновременно с увеличением числа сообщений о других проблемах в деятельности супермаркетов. Даже власти теперь гораздо осторожнее смотрят на эти вопросы и осенью нынешнего года должны опубликовать предложения по регулированию сектора", — рассказал "Эксперту" сотрудник исследовательского центра New Economic Foundation (NEF) Генри Оливер.

Бескрайняя консолидация

За последнее десятилетие в британском секторе розничной торговли произошла масштабная концентрация. По данным исследовательской компании TNS Worldpanel, на "большую четверку" британских супермаркетов — Tesco, Asda (британское подразделение американского гиганта Wal-Mart), Sainsbury's и Morrisons — приходится уже более 75% рынка. Учитывая, что в 2006 году общий размер британского рынка продовольствия составил 542 млрд долларов (больше, чем суммарный ВВП Швейцарии и Ирландии), это очень солидная сумма.

Явным лидером рынка при этом стала Tesco. Основанная в 1924 году в Восточном Лондоне, она превратилась не только в крупнейшую сеть супермаркетов страны, но и в крупнейшую розничную компанию. На нее приходится 12,5% потребительских расходов Британии. В отдельных частях страны она полностью доминирует.

Вся территория Британии разделена на 121 почтовый округ. В 81 из них Tesco является крупнейшим розничным оператором, а еще в 24 — вторым по величине. В шести почтовых округах на Tesco приходится более половины рынка продовольствия. Так, в лондонском районе Сазелл и в городе Труро в Корнуолле у сети 57?процентная доля, в уэльском Суонси — 54%, в шотландском Инвернессе — 52%. Лишь в шести почтовых округах страны до сих пор Tesco никак не представлена.

Концентрация розницы все меньше нравится британцам. Потребители, часто лишенные выбора, вынуждены подстраивать свои вкусы под ассортимент супермаркетов. А иногда даже сталкиваться с тем, что корпоративные гиганты не всегда строго соблюдают санитарно-гигиенические правила. В последнее время все чаще раздаются голоса, что супермаркеты отрицательно влияют на малый и средний бизнес, а также на производителей продуктов питания.

Супермаркеты против бизнеса

По данным Британской конфедерации розничной торговли, в начале 2007 года в стране было 278,6 тыс. магазинов, из которых половина — независимые (в 103 тыс. магазинов насчитывалось менее чем по пять сотрудников). "Однако независимые магазины постоянно проигрывают супермаркетам. Большинство магазинов работают по принципу 80 на 20 — 80 процентов выручки им дают около 20 процентов ходовых товаров, что позволяет иметь широкий спектр товаров, которые ждут своего покупателя. Супермаркеты используют другую модель, продавая в огромных количествах только наиболее массовые товары по самым низким ценам. Конкурировать с ними независимые магазины не могут из-за масштаба и цен. Поэтому они вынуждены закрываться в огромных количествах", — рассказал "Эксперту" Бен Пиннингтон, представитель Форума частного бизнеса, лоббистской организации независимых организаций. Если в конце 90?х закрывались около 600 независимых магазинов в год, то с июня 2006?го по май 2007 года закрылись уже около двух тысяч.

Не менее сложны отношения между супермаркетами и поставщиками, часто небольшими компаниями пищевой отрасли. Согласно опросу, проведенному консалтинговой компанией Grant Thornton в июле, 52% поставщиков супермаркетов полагают, что их бизнес может разориться из-за давления этих магазинов, настаивающих на своих условиях поставок и отпускных ценах. "Из-за монопольного положения супермаркетов производители вынуждены терпеть почти любое давление, опасаясь, что в противном случае те перестанут закупать них товары", — рассказал "Эксперту" соавтор отраслевого отчета Grant Thornton Данкан Свифт.

Власть "большой четверки"

OFT начало расследование — антимонопольные власти интересуют два аспекта: опасения по поводу будущего независимых магазинов и отношения между супермаркетами и поставщиками. В конце 2006 года OFT постановило, что супермаркеты не нарушают закон о конкуренции, вынуждая многие независимые магазины закрываться. Однако *проблема отношений с поставщиками может привести к серьезным последствиям для "большой четверки", которую обвиняют в "тактике запугивания".

В начале нынешнего лета Tesco и Asda объявили о периоде масштабного снижения цен. Это снижение было достигнуто за счет более низких закупочных цен, на которые согласились сотни поставщиков двух ведущих сетей супермаркетов. Так как снижение цен стало предметом активной рекламной кампании, то обороты сетей значительно выросли. А все финансовые потери были переложены на поставщиков, которые из-за снижения цен недополучили около 1 млрд долларов выручки. По мнению OFT, это несправедливо по отношению к поставщикам. Антимонопольный орган затребовал у супермаркетов всю переписку (по почте и в электронном виде) с поставщиками за пятинедельный период в начале лета.

Глава ассоциации Farmers for Action ("Фермеры за действия") Дэвид Хэндли призвал антимонопольный орган наказать супермаркеты за подобную практику. "Всегда, когда ритейлеры устраивают ценовую войну, единственными проигравшими оказываемся мы, производители", — заявил он. По его данным, супермаркеты регулярно требуют скидки в 50% при крупных закупках, а также платежи за выгодное размещение товаров в магазинах.

В худшем положении оказываются небольшие поставщики. Средний супермаркет из "большой четверки" взаимодействует примерно с 3,5 тыс. поставщиков, при этом 70% продукции приходится на изделия крупных компаний, например Procter & Gamble или Cadbury Schweppes. Средняя норма прибыли для таких поставщиков составляет около 8,5%. Однако для небольших поставщиков норма прибыли падает до 4,5%, а иногда и ниже, что особенно характерно для поставщиков из стран Азии и Африки.

"Если вы небольшой сельский кооператив по выращиванию овощей или фруктов в Кении или Бангладеш, то для вас жизненно важно сохранять продажи по существующей логистической цепочке. Поэтому гигантская компания из развитой страны может навязывать вам практически любые условия вплоть до периодической работы себе в убыток", — рассказывает Генри Оливер из NEF. Зато прибыль самих супермаркетов из года в год растет. Так, оборот Tesco с 1998?го по 2007 год вырос с 32 до 87 млрд долларов, а прибыль — с 1,5 до 5,3 млрд. Прибыль на акцию увеличилась с 16 до 44 долларов.

По новым правилам

Нынешнее антимонопольное расследование должно завершиться в ноябре 2007 года. После этого правительство собирается опубликовать предложения, направленные на контроль за ситуацией в отрасли. "Я не удивлюсь, если OFT обнаружит, что обвинения в адрес супермаркетов справедливы. Такая практика продолжалась очень длительное время, и супермаркеты благодаря своему положению на рынке могут диктовать свои условия поставщикам", — сказал "Эксперту" аналитик компании Planet Retail Брайан Робертс.

Наблюдатели ожидают, что по итогам расследования в Британии будет создан регулятивный орган, препятствующий чрезмерной консолидации розничного рынка продовольствия в руках небольшого числа компаний. Например, сетям супермаркетов не будут выдаваться разрешения на строительство новых магазинов там, где их доля рынка уже значительна.

От вмешательства властей в ситуацию с экспансией супермаркетов выиграют и поставщики (которые ожидают более прозрачных и честных правил игры), и независимые магазины и потребители, которые не хотят дальнейшего расширения супермаркетов, как в городишке Мэннингтри.

Автор: Александр Кокшаров
Источник: журнал "Эксперт"

Категория: Мои статьи | Добавил: Lesichka (10.09.2007)
Просмотров: 678 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сайт управляется системой uCozCopyright MyCorp © 2024